экология 3

Базовая ценность: проблемы экообразования в России

Нарастающие с каждым годом экологические проблемы создают серьезные вызовы. Ежегодный экологический ущерб в нашей странедоходит до 6%, а с учетом последствий для людей — и 15% ВВП, заявил на заседании Госсовета в декабре президент РФ Владимир Путин. Для своевременного ответа на такие вызовы необходимы комплексные знания в области охраны окружающей среды​, поэтому закладывать в детях интерес к познанию и сохранению окружающего мира нужно с раннего возраста. 

“Важно понимать главное: чтобы не допустить экологической катастрофы в будущем, сегодня мы должны воспитать молодое поколение, которое будет думать на опережение, будет заботиться об окружающей среде, жить в симбиозе с природой и выстраивать свою жизнедеятельность с оглядкой на экологическую ситуацию”, — убежден ректор МГУ Виктор Садовничий.

Между тем сегодня в России эта тематика зачастую остается на задворках школьной программы, о чем свидетельствуют данныепоследнего государственного доклада “О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации”. “В Год экологии нам важно сделать, чтобы экология заняла соответствующее сегодняшним государственным приоритетам место в системе образования и воспитания, формируя ценности ответственного отношения к окружающей среде”, — отмечает в связи с этим глава Минприроды Сергей Донской.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 10 февралядал поручениепо включению в образовательные стандарты требований к освоению базовых знаний в области охраны окружающей среды. 12 февраляДонской заявил, что в школах могут появиться уроки экологии, он также призвал вернуть уроки природоведения в число обязательных предметов.

 

Какое место сейчас занимает экология в российской системе дошкольного и школьного образования…

Как сегодня регулируется экоообразование в российских регионах?
  • Законы об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры действуют в Дагестане, Башкортостане, Якутии, Приморском и Камчатском краях, Ульяновской, Ивановской, Костромской, Волгоградской, Тюменской, Иркутской областях и в Ханты-Мансийском АО).
  • В 60 субъектах РФ приняты постановления администраций или региональных правительств, касающиеся вопросов экологического образования.
  • В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) экологическое обучение должно осуществляться на всех уровнях через урочную и внеурочную деятельность в рамках основной программы школы, разрабатываемой ею самостоятельно.
Как детей знакомят с основами экологии в детских садах?
  • Во ФГОС практически нет никакого упоминания об экологии, однако в ряде программ дошкольного образования (“Мир открытий”, “От рождения до школы”, “Истоки”) выделены подразделы, связанные с экологическим образованием.
  • В отдельных дошкольных учреждениях реализуются авторские программы экологического воспитания, направленные на познавательное развитие детей.
  • Определенные затруднения связаны и с новыми санитарными правилами и нормами, которые ограничивают возможности контактов дошкольников с живой природой, отмечают авторы госдоклада. Традиционно детские сады имели хорошо озелененные территории, что способствовало не только ознакомлению детей с природой, но и укреплению их здоровья. Сейчас наблюдается другая тенденция. Участки многих новых детских садов представляют собой площадки с синтетическим покрытием, пластиковым оборудованием и единичными растениями.
  • Сравнивая современную ситуацию по стране с предыдущими годами в целом, авторы госдоклада констатируют, что в настоящее время экологическому образованию уделяется меньше внимания, чем раньше, в частности за последние три года в детских садах упразднены должности педагогов-экологов, закрываются экологические комплексы, экологические комнаты, зимние сады, уголки природы; организуется гораздо меньше, чем в предыдущие годы, мероприятий, связанных с экологической тематикой; закрыты экспериментальные площадки и ресурсный центр, которые являлись центрами распространения инновационных идей в области экологического образования дошкольников.
Как преподают экологию в рамках основной школьной программы?
  • В начальной школе (1–4-е классы) предметная область “Обществознание и естествознание (Окружающий мир)” является обязательной. Изучение предметов здесь направлено на освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения и норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. Одна из задач изучения окружающего мира — формирование уважительного отношения к конкретному населенному пункту, региону, России и природе.
  • В 5–11-х классах области “Естественно-научные предметы” и “Общественно-научные предметы” ориентированы на овладение учащимися экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды.
  • В целом, согласно данным Межрегиональной ассоциации образования и просвещения по экологии и устойчивому развитию, экологическое образование реализуется в отдельных школах страны фрагментарно, в основном в дополнительном образовании (факультативные и элективные учебные курсы и внеурочная деятельность).
Как преподают экологию в рамках дополнительного школьного образования?
  • Экообразование в рамках внеурочной деятельности в настоящее время практически не поддается учету и систематизации и реализуется преимущественно по дополнительным образовательным программам эколого-биологической направленности; в системе массовых экологических мероприятий для обучающихся; в рамках каникулярных кампаний, включающих в себя экологические экспедиции и походы.
Какие мероприятия способствуют повышению знаний школьников об окружающей среде?
  • Федеральным детским эколого-биологическим центром Минобрнауки России в 2015 году в рамках Всероссийского экологического фестиваля детей и молодежи “Земле жить!” проводилось несколько конкурсов и слетов.
  • Участвуя в этих мероприятиях, школьники осваивали актуальные направления экомониторинга, в том числе биоиндикацию загрязнения воздушной среды и оценку пожарного состояния лесов. Они получили возможность изучить состояние локальных популяций редких и охраняемых видов растений и животных и находить новые местообитания краснокнижных видов. Участники слетов также анализировали степень загрязнения рек и водоемов, оценивали качество воды и влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.
  • Также ежегодно (с 1994 года) Минобрнауки России проводит Всероссийскую олимпиаду школьников по экологии. По данным Центра организационно-методического сопровождения работы с одаренными школьниками, в 2015 году в школьном и муниципальном этапах олимпиады принимали участие десятки тысяч школьников. В региональном этапе приняли участие 4017 человек практически из всех субъектов РФ. В заключительном этапе приняли участие 223 школьника из 57 регионов. Самую представительную команду привезла Москва — 49 человек.
Какие проблемы стоят на пути экообразования?
  • Авторы госдоклада отмечают наличие проблемы подготовленности педагогов в этой области знаний.
  • Кроме того, по их мнению, для системной оценки состояния экологического образования необходимо регулярно проводить его мониторинг в школах России, который в настоящее время не проводится.
  • Главное, уроки экологии в школедолжны стать системными, считает глава Минприроды Сергей Донской. “Улучшить ситуацию нельзя без начального и непрерывного образования — от младших классов до взрослых граждан. Экологическая составляющая должна быть интегрирована в государственные образовательные стандарты”, — убежден министр.

Источник  новости ТАСС